sy_rinx: (маска)
[personal profile] sy_rinx

Основная тема фильма включает в себя два противоположных понятия: детство и войну. Вернее, воспоминание о детстве и воспоминания о войне.

В обращении с памятью здесь есть что-то бунинско-арсеньевское, когда мир воспоминания словно творится заново и становится чуть ли не более реальным и осязаемым, чем мир вспоминающего субъекта. Настолько, что вспоминающий (в контексте фильма я бы назвала его лирическим героем) может пройтись былыми дорогами, поговорить с собой прошлым. Но не может или не хочет ничего менять – только созерцает, даже, наверное, любуется.


Герои фильма, выпускники вильнюсской гимназии, находятся в том последнем периоде детства, в котором сплетаются между собой детские игры, школа и экзамены, надежды и мечты о будущем и первая любовь. «Которая?» - спрашивает взрослое «я» героя, - «Эта или эта». Для молодого же нет никаких «которых», есть единственная: любовь, которая заполняет собой всю его детскую жизнь (в которую, кстати, не вошла еще смерть: про нее все говорят, ее ждут: но нет, еще не вошла), становится величайшим и главнейшим ее смыслом и вызывает множество различных эмоций: иногда приятных, иногда мучительных.

Каждый из главных героев представляет какую-то культуру: здесь есть католик-поляк, польская же шляхетка, немец-лютеранин, православный русский – и все они постоянно ходят по улицам очень еврейского города. Почти пасторально лежат на траве под доносящиеся из патефона звуки «Ostatniej niedzieli», известная российскому зрителю как «Утомленное солнце». И только зрителю известно, что вот-вот Вильно перестанет быть польским и превратится в Вильнюс, а от спокойного сосуществования наций и культур не останется и следа.

Хотя войны как таковой в фильме еще нет. Есть только намеки, предчувствия, постоянные разговоры о ней. На фоне этих намеков, а также знаний зрителя и лирического героя все события приобретают немного другой смысл. «Там ведь нет кладбища», - «Нет, кладбище построят сразу после войны». Война и смерть еще не вошли в мир детства, но очень скоро войдут.

Война становится той границей, за которой кончается детство и финальная реально-нереальная смерть героев и становится символом этого конца: умирания в одном состоянии и рождение в совершенно ином.

А этот мир детства все еще будет существовать, но уже отдельно, в каком-то другом нереальном пространстве – пространстве памяти.

From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.