sy_rinx: (книжный червь)
[personal profile] sy_rinx

Единороги в мире Бигла выполняют почти ту же функцию, что и эльфы у Толкина: являются воплощением вечной неувядающей красоты, чуда, которое неумолимо уходит из мира, перестает быть материальным и осязаемым. Чего-то высшего, неизменно вызывающего слезы на глазах и «светлую печаль» в душах, встретивших их людей. Даже полный тоски взгляд единорога напоминает эльфов, хоть и вглядываются в море они по разным причинам.


Вместе с этим возникает и другой толкиновский мотив: противопоставление эмоциональной, любящей и страдающей, бегущей наперегонки со временем смертности и отрешенного, холодного, вневременного бессмертия. Вот только в отличие от Толкина Бигл не сохраняет от начала и до конца ощущение тоски по уходящей красоте, а антитеза временное-вечное в определенный момент уходит на второй план, практически вытесненная любовной историей.

Текст балансирует между двумя пафосами: медитативная лирика и чистая красота (а иногда, к сожалению, и красивость) сочетается в нем с откровенно фарсовыми моментами. За лирическую часть отвечает в первую очередь единорог, фарс же распределен между «земными и бренными» персонажами: типичным трикстером волшебником-неумехой с нелепым именем Шмендрик (уж не отсюда ли растут ноги у пратчеттовского Ринсвинда?), ворчливой разбойницей Молли Отравой, мечтающей оказаться в мире романтических баллад и героев, безымянным, не очень адекватным менестрелем-мотыльком, котом, который эпизодичен, но невероятно прекрасен. Возвышенно-поэтичные фрагменты («В ее лесу время всегда шло мимо нее, теперь же, в дороге, Она шла сквозь время. Менялся цвет листвы, звери одевались в плотные зимние шубки и сбрасывали их; облака, гонимые разными ветрами,   то медленно ползли, то неслись, то розовели и золотились в лучах солнца, то лиловели от приближающейся бури») сочетаются с постмодернистко-юмористическими («На самом же деле Шмендрик до этого дня ни слова не слыхал о Капитане Калли, однако хорошая подготовка в области англо-саксонского фольклора позволила ему использовать типичные мотивы»).

Хотя чем дальше идет повествование, тем меньше встречается в нем фарса, а герои из смешных и нелепых превращаются в исключительно мудрых и серьезных.

Но как бы то ни было, человечность со всей присущей ей гаммой чувств и путем, состоящим из глупостей и ошибок, побеждает. Когда бесчувственный космос сражается с бесчувственным хаосом – торжествует хаос. Но космос оказывается сильнее, если добавить к его величественной гармонии немного дисгармонично-человеческого.

Еще один лейтмотив книги – все не то, чем кажется: процветающий город проклят, очевидные чудеса – всего лишь обман, а настоящее чудо мы не можем увидеть из своей обыденности. Разглядеть за видимостью суть можно, но это как с Синей Птицей (пусть она и из другой сказки): нужно пройти долгий путь, чтобы привычная, сидящая в клетке на твоем письменном столе птица стала достаточно синей.

Так что давайте будем учиться видеть чудеса в повседневности. Ведь, может быть, вы никогда не встретите единорогов, но всегда узнаете те места, где они побывали.

From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.